Тoржeствeнный вeчeр прoшeл нa сцeнe Тeaтрa имeни Вaxтaнгoвa, зaл кoтoрoгo, рaзумeeтся, всex жeлaющиx рaзмeстить нe мoг. Велась онлайн трансляция вечера на сайте Театра Вахтангова, для того, чтобы сделать аудиторию праздника, как сказали в театре, «максимально широкой и в надежде убрать все границы на пути распространения Вахтанговских традиций».
Съёмочная группа «Новостей культуры» работала в зале и наблюдала наглядно за проявлениями вахтанговской традиции.
Восторженными врзгласами в Театре имени Вахтангова накануне вечером встречали каждого, кто связан с «вахтанговской школой» — именно так вот уже сто лет называют Щукинское училище. И никаких сокращений. «У нас всего-навсего Щукинское училище и Вахтанговская школа, – говорит ректор Щукинского училища, народный артист России Евгений Князев. – А щука пусть обыватели называют и те, кто к нам не имеют никакого отношения».
Самое прямое сопричастие к Щукинскому имеет Михаил Державин. Актер родился в семье одного из ведущих вахтанговцев, кроме того рос в Арбатском переулке, в двух шагах от легендарного училища. «Следующий подъезд я открыл по окончании школы и стал артистом», – рассскахывает М. Державин.
А вот Александру Ширвиндту – ныне одному из самых старых (как он сам себя называет) профессоров Щукинского – в роли студента прославленной студии пришлось непросто. Рассказывает Наталье Селезневой, как на первых курсах мучился с дикцией – не выговаривал «ц», «ч» и «ша».
У актрисы же были сложности совсем другого характера. «Мне долго надо было приспосабливаться к тому, что я поступила в это легендарное училище, что я имею возможность ходить в театр Вахтангова видеть на сцене Яковлева, Ульянова, Борисова, Гриценко, – вспоминает Наталья Селезнева, – для меня долго-долго эта адаптация была как сказка».
Сказку для всех собравшихся в юбилейный вечер пообещал «Вольф Князинг». Ректор Щукинского на время сменил имя и перевоплотился в предсказателя, чтобы заглянуть в прошлое. На экране одно за другим замелькали изображения Бориса Захавы, Владимира Этуша, Иосифа Рапопорта, Цецилии Мансуровой, Рубена Симонова, и многих других.
«Борис Васильевич Щукин говорил – только такой школе, которая проникнута духом Евгения Багратионовича Вахтангова, я готов отдать всего себя неразлучно с жизнью, – говорит педагог Щукинского училища Павел Любимцев. – Я думаю, что многие нынешние работники театрального института им Щукина готовы подписаться под этими словами».
За сто лет Щукинское училище выпустило около двух с половиной тысяч актеров, из них несколько сотен носят звание народных. Секрет в уникальной методике преподавания – «кафедральной». Это когда с актерами работает вся кафедра, а не отдельные преподаватели творческих мастерских.
Ещё киноклассик М. Ромм заметил, что «щукинская школа делает возможным диалог актера с абсолютно разными режиссерами». Но и, конечно, все выпускники следуют заветам своего учителя, который когда-то сказал « театр – это праздник. Нужно, чтобы в душе звенели серебряные колокольчики. Нельзя творить искусство в обычном, повседневном, будничном самочувствии».