Гoрный курорт oлимпийскoгo Сoчи пo-прeжнeму в цeнтрe внимaния. Вчeрa здeсь гoстили титулoвaнныe спoртсмeны, a сeгoдня туристы из мнoгиx угoлкoв Рoссии и из-зa рубeжa.
Тe любитeли зимнeгo экстримa, ктo xoть рaз oпрoбoвaл склoны Крaснoй Поляны, знают, что у нас и свои зимние курорты не не хуже западных. Только есть одна загвоздка — проблемы, которых можно было бы избежать, — беспристрастно заметил трехкратный олимпийский чемпион по горным лыжам Жан-Клод Килли, бывший еще год назад главой Координационной комиссии МОК по Играм в Сочи.
Кто, как не названный горнолыжник, может трезво оценить ситуацию на зимнем курорте? «В Сочи возведены великолепные горнолыжные курорты, однако, на мой взор, с точки зрения бизнеса здесь определенно есть куда идти вперед», — продолжил собеседник агентства «Р-Спорт».
— Туристы, приезжая в Красную Поляну, сталкиваются с массой проблем, которых можно было бы избежать. И правда — перед туристом встает весьма нелегкий выбор. Но сегодня уже дозволительно задуматься о том, какие моменты можно улучшить и усилить».
— «Более тридцати лет назад во Франции была создана горнолыжная отрасль, получившая мое имя — Эспас Килли, — сказал олимпийский обладатель шахматной короны. — Изначально у нас было два больших курорта: Валь-д’Изер, это моя родная деревня, и Тинь. Поэтому мы неделями не могли договориться о введении единого ски-пасса.
После всех перемещений, подъемов и спусков ты зачастую уже не понимал, где находишься — в Валь-д’Изере или в Тине. И никто не знал, как прийти к взаимопониманию. Меня часто спрашивают, сколько я заработал на том, что область получила мое имя, я отвечаю, что нисколько. Я знал, что это пойдет на пользу моей родной деревне, что это было моим подарком».
— «После введения единого ски-пасса, какое-то время ушло на то, чтобы просчитать всю экономику, определить, кто и сколько процентов прибыли получает, но в конечном итоге всё сработало, — продолжил Килли. — С тех пор в Эспас Килли, в деревнях Валь-д’Изер и Тинь, не знают проблем, все работает великолепно.
Туристы восхищены, средства курортов возросли, потому что, во-первых, это решение привлекло большее людей, чем раньше было у двух курортов, а во-вторых, единое пространство требует меньшее количество персонала.
В создании единого пространства не было недостатков, и лучшее тому доказательство в таком случае, как долго и как успешно все это работает». Т. е. как на практике обстоят дела в Сочи, не хотят ли три курорта Красной поляны воспользоваться лучшим опытом европейских коллег?
Принципиальных возражений и серьезных разногласий нет, есть только некоторые трудности — какие именно, осветить взялся Дмитрий Галенко, начальник отдела развития горноклиматических курортов министерства туризма Краснодарского края. «Один вопрос сейчас действительно обсуждается, — подтвердил Галенко. — Хотя на это требуется время.
Чтобы ввести в эксплуатацию единый ски-пасс, нужно привести технические возможности центров к одному знаменателю, а пока не представляется возможным. На каждом курорте отмечено разное техническое оснащение, программное обеспечение, турникеты. Чтобы это классифицировать, нужна материальная составляющая. Мы сейчас ее рассчитываем, выясняем, что потребуется для того, чтобы все это систематизировать».
Документальная часть, по словам представителя минтуризма края, уже подготовлена. «Союз уже есть, сейчас ведется работа по его согласованию и подписанию, — заявил Галенко. — В ближайшее время документ будет подписан со стороны горнолыжных центров». К тому же, соответствующее распоряжение выпустило правительство РФ.
— «Это мировая практика, — сказал чиновник. — все равно рано или поздно у каждого из горнолыжных центров будет понимание, что это необходимо. Некоторые западные курорты для того, чтобы стать единым целым, построили подъемники, соединяющие вершины. Таким образом, отдыхающие могут не думать о том, кому принадлежит трасса, по которой они спускаются сейчас.
Три сочинских же курорта расположены на небольшом удалении друг от друга и на разных хребтах, что делает идею закольцевать их более проблемной. Канатную дорогу построить можно — только вот, надо ли? «Кое-какие горнолыжные комплексы говорят о том, что они нуждаются в строительстве дополнительных канатных дорог и трасс, дабы закольцевать курорты, — добавил Галенко.
— Мы с вами понимаем, что «Лаура», «Горная карусель» и «Розовый Хутор» находятся в разных сторонах, и закольцовка этих курортов проблематична. В то же время ски-пасс не обязательно подразумевает закольцовку. Здесь главное — понять механика распределения туристов и соотношение доходов от ски-пасса. Это будет возможно при создании единой системы программного обеспечения.
В системе можно будет посмотреть, сколько времени турист провел на каждом курорте. И капитальный вопрос — это, конечно, сроки. Когда краснополянские трассы смогут за работой недоедать и недосыпать как единое целое и любители горнолыжных склонов не будут вынуждены делать нелегкий выбор между местом жительства побюджетнее и лучшими, на их взгляд, трассами?
Сроков Галенко не назвал, все же заверил, что работа на этот счет ведется самым серьезным образом.
— «Кроме того, что будет подписано соглашение, будет также создана дорожная карта, — подчеркнул он. — Она будет предстоять не нашим министерством — мы лишь являемся координаторами по данному вопросу. Есть соответствующее постановление правительства РФ, которое надлежит исполнять. И мы делаем все возможное, чтобы исполнить его.
Горнолыжные центры так же, как и мы делают все возможное. У каждого курорта будут задачи и цели, которые нужно будет достичь, чтобы документально мы могли прийти к конечному продукту». Хочется верить, что уже достаточно скоро новенький ски-пасс позволит любителям зимнего экстрима вне всяких ограничений исследовать красоты и заснеженные склоны гор Красной поляны в полном объеме.