Рeaльнaя ситуaция с дoтaциoннoстью инфрaструктуры Дoнбaссa всeгдa шлa врaзрeз сo стeрeoтипoм «Дoнбaсс кoрмит Укрaину».
Кaкoй тeпeрь стaтус пoлучит Дoнбaсс, кoгдa знaчитeльнaя чaсть прoизвoдствeнныx мoщнoстeй пoтeрянa, рaзрушeнa или нaxoдится пoд кoнтрoлeм бoeвикoв?
14 нoября нa встрeчe с eврoкoмиссaрoм пo вoпрoсaм энeргeтики Пoрoшeнкo рaсскaзaл, чтo с янвaря 2015 нaчнeтся пoиск дoнoрoв, кoтoрыe пoмoгут вoсстaнoвить Дoнбaсс, пишут Нoвoсти Дoнбaссa. Пo минимaльным пoдсчeтaм, eгo конъюктура, а также война на Востоке обходится Украине в 29 млрд.
По плану восстановления инфраструктуры Донбасса, который утвердили в октябре, финансироваться будет только освобожденная украинскими войсками часть Донецкой и Луганской областей.
Надо привыкать к мысли, что Украине придется попрощаться с предприятиями, которые остались на территории так называемых «ДНР» и «ЛНР». Судьба частных предприятий на оккупированных территориях – «национализация». Некоторые из них планируется извлекать для наполнения бюджетов «молодых республик».
Далеко не все готовы торговать с непризнанными республиками. По словам аналитика инвестиционной компании Eavex Capital Ивана Дзвинки, «предприятия, оказавшиеся без альтернативного экспорта, на оккупированной территории Донбасса не смогут быть у дел.
В самом регионе нет спроса. Они либо могут возобновлять работать как украинские юридические лица, либо у них будут проблемы со сбытом продукции. С этим соглашается аналитик Concorde Capital Роман Тополюк: «Пока не решен процесс перерегистрации этих юридических лиц по каким-то «новым законам.
Какие заводы потеряет Донбасс
Предприятия продолжают работать как украинские юридические лица, могут зарабатывать деньги, но необходимые для экспорта документы только от украинской стороны. Если они будут субъектами, оторванными от нормативного поля, в таком случае не смогут экспортировать продукцию никуда, даже в Россию. Для России это будет контрабанда».
Ровенькиантрацит
- Владелец: Украина
- Производство: добыча угля марки «А»
Несмотря на государственную форму собственности, завод «Ровенькиантрацит» три года назад получила в долгосрочную концессию компания Рината Ахметова «ДТЭК». По данным «Вісника державних закупівель», компания выполнила 333 контракта за год, общей стоимостью больше 1,5 млрд.
Вместе с «Свердловскантрацит» (также находится в концессии ДТЭК) шахты этого завода были источниками угля марок «А» (антрацит) и «Т». При этом на самом заводе остается 1,4 млн. тонн необходимого угля. По информации председателя Независимого профсоюза горняков Михаила Волынца, уголь, который находится на шахтах завода, незаконно вывозится в Россию.
Украинская сторона не может забрать уголь из-за уничтоженной инфраструктуры Донбасса: выведен из строя мост через реку Теплую. Россия отказала Украине в использовании её инфраструктуры для вывоза угля из шахт на оккупированной территории.
Кроме того, возвращать уголь не хотят боевики ЛНР, которые намерены «национализировать» шахты. В отличие от многих дотационных предприятий, которые занимались добычей угля на востоке, «Ровенькиантрацит», так же как и «Свердловскантрацит» и «Доброполье» имели самую низкую цену добычи угля: около 600 гривен за тонну, иным часом средняя стоимость по всем шахтам составляла 1400 гривен.
Журнал «Новое время» выделил ему 11 место в списке «Золотой сотни Украины» – 2014.
Стахановский вагоностроительный завод
- Владелец: Константин Жеваго
- Производство: грузовые железнодорожные вагоны, платформы, транспортеры
Вагоностроительный завод ориентирован на рынок стран СНГ, а наиболее тесные отношения имеет с Россией. Зависимость завода от российского импорта привела к значительному сокращению прибылей СВЗ в 2012 году, когда Россия сократила закупку полувагонов.
В 2013 году заводу пришлось сосредоточиться на производстве зерновозов, благодаря чему в начале года финансы удалось увеличить. В июле-сентябре чистая прибыль завода упала в 12 раз относительно прошлого года, который тоже не был удачным в истории СВЗ. В управлении «ЛНР» сообщили, что с 1 ноября начнется процесс «национализации» предприятия.
Алчевский металлургический комбинат
- Владелец: Сергей Тарута, «Внешэкономбанк»
- Производство: сталь
Алчевский металлургический завод был одним из главных производителей стали в Украине. Объединение принадлежит «Индустриальному союзу Донбасса», большей частью акций в котором владеет российский «Внешэкономбанк». Совладельцем является Сергей Тарута, счета которого были заморожены из-за судебного иска ВТБ.
Заинтересованность «Внешэкономбанка», находящегося в сфере интересов, объясняет решение Совета железнодорожного транспорта СНГ в октябре не позволить транспортировку угля из шахт Кемеровской области для Алчевского меткомбината. С сентября меткомбинат фактически не работает, несколько раз объявлялось о намерениях оживить работу, однако каждый раз эти намерения откладывались.
Сегодня единственным источником газа для них станет НАК «Нафтогаз України». Тем не менее, по словам Генерального директора предприятий черной металлургии Дмитрия Белокурова, это существенно не повлияет на работу предприятий, поскольку стоимостное выражение газа составляет лишь 6% от себестоимости продукции.
Концерн «Стирол»
- Владелец: Дмитрий Фирташ
- Производство: минеральные удобрения
ПАО «Концерн «Стирол» — огромнейший в Украине производитель минеральных удобрений. Стабильно работать ему не удавалось с лета прошлого года, когда на заводе произошла утечка газа аммиака. Тогда от отравлений погибло полдюжины жителей Горловки. После этого остро возник вопрос об утилизации опасных химических отходов.
В январе 2014 на предприятии работал только завод по производству полистиролов. Воспроизведение работы на долгий срок так и не удалось: планам руководства завода помешала междоусобица на Востоке. В мае 2014 года завод прекратил работу из-за риска техногенной катастрофы в случае попадания снарядов на территорию завода. По словам владельца концерна Фирташа, опасные вещества были вывезены.
В конце июля территорию «Стирола» заняли боевики и заминировали его. В октябре руководство заводов концерна начало вызывать на работу сотрудников вспомогательных цехов, началось поправление административного корпуса, однако про запуск основного производства разговора пока не идет.
Международный аэропорт «Донецк» имени Сергея Прокофьева
Донецкий небесный причал вместо того, чтобы выполнять свои традиционные функции, последние полгода фигурирует в украинских СМИ как неприступная крепость. Военных, которые продолжают отражать штурмы, прозвали «киборгами».
Возведение нового терминала и взлетной полосы обошлись госбюджету почти в 7 млрд. гривен. После реконструкции аэропорт был готов обслуживать до 5 млн. пассажиров в год. Рейсы выполнялись в 17 городов 12 стран мира. Тянущий сертификат был отозван 3 июня. Сейчас взлетная полоса и здание терминала почти полностью уничтожены в результате боевых действий.
Лугансктепловоз
- Владелец: Трансмашхолдинг (Россия)
- Производство: тепловозы, электропоезда, шахтное оборудование
Крупный поставщик «Укрзалізниці» и «РЖД» «Лугансктепловоз» находится в затруднительном положении. Из-за артиллерийских обстрелов сильно пострадала часть цехов и готовой продукции. Работа на предприятии почти полностью приостановлена.
Ситуация осложнена отсутствием нормального электроснабжения в городе, стенд работает от генераторов. Зато официальный сайт завода сообщает, что «Лугансктепловоз» работает в обычном режиме. Телеканал «Россия 24» сообщал, что в октябре «Лугансктепловоз» должен был поставить 16 секций тепловозов для ОАО «РЖД» (Российские железные дороги).
Официальный сайт компании информирует, почему поставки продукции в РФ не прекратятся и в 2015 году. Руководство завода также рассчитывает на проект Кабмина Украины по госзаказу локомотивов для украинского машиностроения.
Государственная акционерная холдинговая компания «Топаз»
- Владелец: Украина
- Производство: Военные радиотехнические комплексы
Этот завод в первую очередь известен выпуском станций радиотехнической разведки типа «Кольчуга». В свое время это оборудование получило высокие оценки среди конкурентов, а также стало предметом «кольчужного скандала».
В сентябре 2002 года Госдепартамент США обвинил Украину в продаже радиотехнических комплексов Ираку. Фигурант «кассетного скандала» майор Мельниченко заявлял, что располагает доказательствами причастности Леонида Кучмы к продаже «Кольчуг». Позже эти обвинения не были доказаны. Большинство продукции завода шло на продажу за границу через государственное предприятие «Укрспецэкспорт».
23 августа представитель СНБО Андрей Лысенко заявил, что оборудование завода «Топаз» вывозится в Российскую Федерацию грузовиками так называемого гуманитарного конвоя.
В цехах завода боевики устроили себе казармы. Так как завод строили по нормам военного объекта, часть помещений находится под землей, а на территории есть бомбоубежища, что очень удобно.
Харцызский трубный завод
- Владелец: группа Метинвест
- Производство: Трубы для магистральных нефте- и газопроводов
Предприятие входит в группу «Метинвест», которую контролируют олигархи Ринат Ахметов и К.Новинский. Одним из крупнейших потребителей продукций «ХТЗ» является ОАО «Газпром» (Россiя). В результате боевых действий, «ХТЗ» остановил свою деятельность в начале этого года.
Как сообщает пресс-служба «Метинвеста», в первой декаде октября завод частично возобновил работу, но не может начать работать в штатном режиме из-за повреждения железнодорожного полотна на станции Харцызск.