Театр – это очень серьезно! Интервью с ректором ГИТИСа Григорием Заславским

Григорий Заславский

10 августа 50-летие отмечает Григорий Заславский – театральный критик, ректор ГИТИСа.

Наш корреспондент Юлия Зиньковская взяла у юбиляра интервью.

Ю.З. – Григорий Анатольевич, Вы были театральным обозревателем на радиостанциях «Надежда», «Говорит Москва», «Маяк-24», «Радио России», публиковались в газете «Московский комсомолец», в журналах «Музыкальная жизнь», «Московский наблюдатель». Какую редакцию Вы вспоминаете с особенной любовью?

Г.З. – Я вспоминаю все редакции с теплотой и любовью. С благодарностью вспоминаю своего первого редактора в «Московском комсомольце». Там напечатана моя первая статья. С благодарностью вспоминаю и свою работу в маленьком закутке Центрального Детского Театра (с 1992 г. Российский ордена Ленина академический молодёжный театр, РАМТ — прим. корреспондента).

Там была маленькая редакция, но всегда заваренный чай. Там был создан уют. А на заседаниях редколлегии собирался весь свет тогдашней театральной критики: и Наталья Анатольевна Крымова, и Александр Петрович Свободин, и Юрий Сергеевич Рыбаков, и Вадим Моисеевич Гаевский. «Независимая газета», «Вести», «Мир», «Маяк-24», «Русский журнал»…Нет такой редакции, которую я вспоминал бы без удовольствия.

Ю.З. – Первое образование у Вас медицинское. Вы учились в Государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова. Это помогает Вам в настоящем?

Г.З. – Конечно! Я стараюсь взвешивать свои эпитеты «на аптечных весах». И не только эпитеты, вообще все. Но не всегда получается.

Ю.З. – Какой стереотип о театре Вы считаете самым несправедливым?

Г.З. – Что это развлечение. Театр не может быть развлечением.

Ю.З. – А что такое театр?

Г.З. – Я всегда утверждаю, что театр – это очень серьезное искусство, и оно требует и от режиссера, и от актеров очень многих умений. Как только возникает ощущение, что это делается легко и легко исполняется, это сразу же перестает быть искусством.

Ю.З. – Из года в год ГИТИС и другие театральные вузы выпускают специалистов с дипломом режиссера драматического театра. Но очень часто, даже в крупных городах, не просто найти человека на должность главного режиссера театра. В Москве Театром Сатиры руководит актер Александр Ширвиндт, Театром Наций – актер Евгений Миронов, Театром имени М.Н. Ермоловой – Олег Меньшиков, Губернским театром – Сергей Безруков. Что, в театре изменилось представление о том, кто должен стоять во главе коллектива?

Г.З. – Есть разные точки зрения. Для меня, как для театрального критика, совершенно очевидно, что во главе театра должен быть художественный «лидер». И лучше, если художественный руководитель – режиссер. Есть театры, во главе которых стоят актеры и директора, и они меня убеждают в том, что прав я, а не они.

Я рад, что выпускники ГИТИСа, которые закончили вуз в этом году (а в этом году выпускал Сергей Васильевич Женовач) уже сегодня востребованы. У каждого из них есть опыт работы в государственном театре. У них уже есть предложения. Если во главе образовательного процесса стоит настоящий мастер, выпускники востребованы в театре.

Ю.З. – Сейчас время, когда вчерашние школьники становятся студентами. Как проходит приемная кампания в ГИТИСе?

Г.З. – Невероятный ажиотаж, огромное количество абитуриентов со всех концов бывшего Советского Союза и иностранных абитуриентов. У нас был очень серьезный конкурс на продюсерский факультет: 27 человек на место на заочное отделение. И был очень высокий конкурс на театроведческий факультет.

У нас главное — творческие испытания. В том числе и на продюсерский факультет: собеседование, письменная защита своего проекта. Творческие испытания традиционно есть на всех факультетах: от актерского (стихотворение, басня и проза) до продюсерского, где, казалось бы, нужно уметь считать.

В приемной комиссии были Андрей Сергеевич Кончаловский, Сергей Васильевич Женовач, Юрий Николаевич Бутусов, Александр Анатольевич Коручеков, Григорий Яковлевич Гоберник. Если бы я был абитуриентом, у меня душа бы в пятки ушла. Но, слава Богу, абитуриенты редко знают того, кто сидит в приемной комиссии, поэтому им не так страшно, как мне. На этой неделе мы публикуем приказы о зачислении.

В этом году были новые специальности, по которым впервые набирали в ГИТИСе — режиссер и художник театра кукол, а также звукорежиссер. Надеюсь, что студентам будет интересно учиться, а мастерам – интересно учить. Это же важно! В этой профессии друг от друга люди зажигаются.

Ю.З. – Одним из ваших первых нововведений на посту ректора ГИТИСа было решение объединить театроведческий и продюсерский факультеты. У этой идеи были сторонники, но и противники. Как Вы сейчас к ней относитесь?

Г.З. – Я считаю, что это очень правильная идея, и я абсолютно уверен, что именно эта история так «взвинтила» конкурс на эти два факультета. Я буду медленно, но верно идти к этому. И надеюсь, что постепенно это произойдет. Ничего не нужно делать быстро, рубить с плеча. И это для меня было уроком.

Ю.З. – Как обстоит дело с трудоустройством студентов ГИТИСа?

Г.З. – В этом году Бородин Алексей Вадимович и Женовач Сергей Васильевич выпускали актеров, около 90 % выпускников нашли работу. Все те, кто хотел. 90% продюсеров работают именно по театральным специальностям. Критики у нас трудоустроены хуже всего. Здесь есть объективные причины, связанные с тем, что сегодня им негде работать.

Еще одна проблема: мы теряем людей, занимающихся именно театроведческой наукой, а в Советском Союзе и вообще в России всегда была нераздельная связь между театроведением и театральной критикой. Все выдающиеся театральные критики были одновременно и учеными-историками театра: и Алексей Вадимович Бартошевич, и Борис Николаевич Любимов, и Инна Натановна Соловьёва — это прежде всего серьезные ученые. Очень важно – к этому вернуться.

Ю.З. – Говорят, что сейчас время «короткого» чтения, твитов, интернет-блогов. Нужны ли театральные журналы?

Г.З. – Очень! Актерам, режиссерам очень важно понимать, чем они занимаются. У Белинского есть знаменитая статья «Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета». Он смотрел спектакль невероятное количество раз и лишь спустя полгода опубликовал свои статьи, можно сказать даже маленькую книжку, которая не знает аналогов в советском, российском и в мировом театроведении, мировой театральной критике. Она поддерживает в душе огонь.