В Историческом музее открылся новый зал постоянной экспозиции

новый зал постоянной экспозиции

Общежитие и быт двoрянскoгo гнeздa oкaзaлись в цeнтрe внимaния выстaвки Гoсудaрствeннoгo истoричeскoгo музeя. Здeсь oткрылся нoвый зaл пoстoяннoй экспoзиции «Пaмятники дворянского интерьера».

В выставочном пространстве с неоклассическим архитектурным декором демонстрируются предметы, составлявшие обстановку дворянского быта в первой четверти XIX века.

Зрительная трубочка и часы, карне – книжка для записи кавалеров на вечер танцев, ярлыки для красного и белого вина, тарелка с шутливыми надписями, восхваляющими кулинарное искусство. Милые безделушки в этой экспозиции – на первом плане.

Привычные и незаметные в веке XIX, в XXI они приобретают особенный смысл. Бал два столетия назад был неотъемлемой частью их жизни. Мундиры генерала и чиновника, фрак денди, ампирные наряды провинциальных дам – вечер был местом общения дворян различного общественного положения и благосостояния.

Взять, к примеру, мундир Александра Первого. Говорят, именно в нем он был на балу в Вильне, когда ему сообщили о вторжении Наполеона в Россию. В эти годы интерьер дворянских домов стал зеркалом, отражающим патриотические настроения.

В мужских кабинетах много оружия, на стенах – персидские ковры – как память о походах русских войск на Восток, на столе – игральные карты с изображением деятелей антинаполеоновской коалиции. Рядом экспонаты в стиле ампир – как визуальный знак «времени славы и восторга». Так называли современники начало XIX века.

Веер Натальи Гончаровой, визитки А. Пушкина, крест и икона, благословившие их брак. А также подлинные предметы быта князей Шереметьевых и Вяземских. А это – детская карета. Запряженная в козу, она возила годовалого князя Барятинского. Того самого, что в 1859 году пленил Шамиля и тем самым закончил многолетнюю войну на Кавказе. Комната детей–дворян совсем не похожа на детскую. В ней только шкаф-монашка, стул и кровать.

Детей затягивали в затруднительный корсет и заставляли ходить на высоких каблуках, чтобы они были более похожи на взрослых. «Стулья и игрушки повторяют общество взрослых людей, с какой стороны нож, какой вилкой вкушать, чтобы рыбу брать. С детства учились.

Воспитывались, чтобы мальчик не походил на «Недоросля» Фонвизина, а служил верой и правдой Отечеству», – отмечает куратор выставки Наталья Каргаполова.

Большая часть предметов экспонируются впервые. К примеру, у представленного в экспозиции фортепиано с вертикальными струнами – «Леопард» долго не было родины. Обнаружив вензель Наполеона, историки заключили – это французский музыкальный инструмент.