По чешским стандартам и с немецким клеем. Как реконструируют трамвайные пути на столичной улице Козлова

трамвайные пути на улице Козлова

В Минске продолжается реконструкция трамвайных путей в районе улицы Козлова, ход работ контролирует лично гендиректор «Минсктранса» Леонтий Папенок.

Агентство «Минск-Новости» побывало на объекте, а также узнало о сроках и стоимости работ.

Специалисты рассказывают, что в жаркую погоду некоторые виды работ они вынуждены проводить ночью. В частности, заливка клея, которым на бетонные плиты крепятся рельсы, производится, когда температура воздуха понижается до 20 градусов. Технологический процесс нужно строго выдерживать, иначе выйдет брак со всеми вытекающими последствиями.

Но самое сложное — это перекладка и усиление инженерных сетей всех мастей. Некоторым из них по 30, 40 и больше лет, и не все соответствуют своему проектному месту нахождения. На сегодняшний день проведена чистовая укладка асфальта, бордюров и плитки от кольца на улице З. Бядули до перекрестка улиц Козлова и Платонова. Восстановлен светофорный режим, на данном отрезке уже пустили транспорт. Теперь идет монтаж стрелочных переводов, благоустройство котлована, перекладка и усиление сетей до улицы Ботанической.

монтаж стрелочных переводов

Как рассказал гендиректор «Минсктранса» Леонтий Папенок, реконструкция трамвайных путей — дорогостоящее мероприятие. Только на этом участке длиной в 600 метров в двухпутном направлении стоимость бетонных плит составила 6,5 млрд рублей, примерно в аналогичную сумму обошлись рельсы, плюс дорогой клей. Но процентов 70 всех расходов приходится на перекладку сетей, что занимает и львиную долю времени модернизации путей.

Часть строительных и иных материалов приобретается за рубежом, рельсы — в Польше и России, температурные компенсаторы — в Чехии, клей — в Германии. Бетонные плиты поставляет Фанипольский завод железобетонных мостовых конструкций. Поэтому для экономии средств большая часть работ проводится хозспособом. Задействованы службы трамвайного пути, энергохозяйства «Минсктранса», РСУ, а также две специализированные организации.

службы трамвайного пути

Папенок рассказывает, что «Минсктранс» с 2006 года занимается реконструкцией трамвайных путей по новой технологии.

«Уже пройдены два больших участка. До первого сентября, до начала учебного года, будет завершен третий — на перекрестке улиц Козлова — Долгобродской. Комплексные работы осуществляем по чешской технологии — эластичного крепления рельс без шпал. Это позволяет вдвое увеличить срок службы путей, до 30 лет, повысить уровень безопасности, снизить шум и вибрацию при движении трамваев. На их содержание и обслуживание также требуются минимальные расходы», — рассказал собеседник.

Папенок

Он говорит, что к этой технологии долго присматривались и изучили опыт не одной страны.

«Есть разные варианты устройства путей, в том числе даже на сваях. Но Минск не Париж, не Лондон. Они имеют полуторавековую историю трамвайного движения. И развивалось оно вместе с самими городами. Нам нужно было учитывать уже существующую инфраструктуру столицы», — сообщил Папенок.

К тому же оказалось, что в Беларуси очень высокий уровень колебаний почвы, хотя страна и расположена на твердокристаллическом фундаменте древней платформы.
«Рельсошпальная система себя уже изжила, поэтому остановились на чешских наработках. Они более затратны, но овчинка стоит выделки. В следующем году начнем модернизацию участка на ул. Чапаева до разворотного кольца на ул. Мясникова. В перспективе также предстоит пройти два небольших отрезка на ул. Машерова и в направлении Комсомольского озера», — резюмировал директор «Минсктранса».