Не стало народного не только по званию, но и по сути артиста, любимца нескольких поколений зрителей Владимира Зельдина.
Он скончался в НИИ скорой помощи имени Склифосовского на 102 году жизни. Что примечательно: практически до последних дней артист не доживал свои дни, а жил полноценной жизнью, он был старейшим из действующих артистов! Его и в 100 лет было приятно видеть и слышать. И в 100 лет он не стал стариком!
А родился Зельдин в 1915 году, семья позже перебралась в Москву. Отец его был дирижером, капельмейстером духового оркестра пехотного полка, позже директором народной консерватории в Козлове. Благодаря отцу все дети (а их было пятеро) играли на нескольких музыкальных инструментах. Владимир освоил рояль, трубу, скрипку. В 12 лет он попытался поступить в Хореографическое училище Большого театра, но отец считал, что сын должен стать музыкантом.
После вмешательства старшего Зельдина младшего в училище не приняли под предлогом, что сердце не выдержит нагрузок. Позже он не раз вспоминал этот отказ – в пьесе «Учитель танцев» нагрузки были немалые. После смерти отца Владимир Зельдин даже играл в оркестре высшей пограничной школы.
В военное училище его не приняли из-за плохого зрения, так что моряком Зельдин не стал. Пришлось поработать учеником слесаря на заводе. А потом он поступил на актерский курс производственно-театральных мастерских при Театре МГСПС. Будучи студентом, он давал уроки в танцевальных студиях вместе со своим преподавателем.
На сцене Зельдину довелось сыграть роли во множестве спектаклей, поставленных по русской и мировой классике. В 1940 году начались съемки фильма «Свинарка и пастух». Из множества претендентов на роль Мусаиба, которые действительно были кавказцами, женщины съемочной группы выбрали Зельдина. Он умел носить черкеску, танцевать картули. Кавказцы считали его своим. Роль спасла артиста.
В первые дни Великой отечественной войны он был направлен в танковую школу, но по приказу Сталина фильм досняли. Незанятые в съемках артисты тушили на крыше зажигательные бомбы. Зельдин стал по-настоящему знаменит. На фронт он ездил только в составе фронтовых бригад. Через много лет в составе фронтовой бригады Зельдин побывает и в Афганистане.
Он не стал артистом балета, но ему пришлось немало танцевать и петь на сцене. Пьеса «учитель танцев» Лопе де Вега стала его своеобразной визитной карточкой.
Он всегда нравился женщинам, однако был женат только трижды. С последней — Иветтой Капраловой Зельдин прожил более полувека.
Он так и не стал стариком. Казалось, что он вечный. Зельдин гордился московским метрополитеном, пробежал с олимпийским факелом. Артист никогда ничего не просил для себя. Он не пил и не курил, не устраивал дома застолья, потому что не любил объедаться. Зельдин часто обходился без дублеров. Так в фильме «Свинарка и пастух» артист на коне сам скачет в сцене погони. Он в юности закончил конноспортивную школу имени Буденного и имел диплом Ворошиловского всадника.
Позже на съемках фильма «В квадрате 45» Зельдин сам прыгнул с парашютом. Он снялся более чем в полусотне фильмов, до последних дней не покидал сцену. Зельдин был награжден тремя Орденами Трудового Красного Знамени, Орденом Дружбы народов, орденами «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней, множеством премий, призов и наград.