Оператор Борис Соколов отмечает 95-летие

Борис Соколов

Тoлькo двoe дoжили дo нaшиx днeй. Oдин из ниx сeгoдня oтмeчaeт юбилeй. Бeз мaлoгo вeк – 95 лeт испoлнилoсь Бoрису Сoкoлoву, кавалеру двух орденов Красной звезды, обладателю 31 медали. «Новости культуры» одними из первых поздравила ветерана.

Борис Соколов – главный герой телепрограмм и публикаций о войне. Журналистам показывает фотографии: «Это передача знамени победы в Берлине – видите, по левую руку знамя – для передачи в Москву».

Самые дорогие сердцу снимки всегда с собой – папку с ними за весь день не выпустит из рук. 70 лет назад он также ждал, когда отправят на фронт. Три года тыла показались мукой – так желал он настоящей работы на благо страны, во имя победы – делать историю, обязательно триумфы и, ни в коем случае — поражения.

«Мы же работали фактически под политуправлением – это агитация и лозунг – снимать, как воюют, снимать материал, который поднимал дух населения», — объясняет Борис Соколов. Операторы всегда работали в паре, подстраховывая кто с кем.

«В кассету входило всего пленки на 30 метров, а заводик пружинный, который протягивал эту пленку в движение, всего протягивал 15 метров, в этом случае есть полминуты. Таким образом непрерывно снимать мы могли деять минут», — добавляет Борис Соколов. Когда наступал – начинался поэтический беспорядок, тогда главным было – запечатлеть момент.

С настоящим режиссером посчастливилось поработать только в 45-м – Юлий Райзман снимал фильм «Берлин». «В миг подписания капитуляции Райзман попросил, чтобы несколько людей пустили — операторов, осветителей. И одним из осветителей он разрешил быть мне.

Когда Кейтель подписывал за столом акт, я думал – вот, конец войны», — вспоминает Борис Соколов. После взятия Берлина снимали то, что видели – на улицах, в тюрьмах, больницах. Отснятое сразу отсылали в Москву. Потом эти кадры появлялись в самых неожиданных местах – одно из них — у Тарковского в «Ивановом детстве».

«Далее короткие кадры, — говорит Борис Соколов. Все дело в том, что в этих помещениях, которые мы снимали, было освещение — дневной свет из окна, и это позволяло нам снимать». 20 лет был главным оператором Центрального телевидения. Снимал уже на камеры в цвете, но так и осталась привязанность к черно-белым кадрам.