Москва простилась с народным артистом Алексеем Баталовым, который скончался 15 июня на 89 году жизни.
Сотни людей прошли мимо гроба с артистом в Доме кино.
«Молодые, берите пример, вы сегодня прощаетесь с великим человеком», — сказал народный артист СССР Иосиф Кобзон.
«Все его образы вечны для духовного развития человечества», — сказал народный артист России Александр Панкратов-Черный. «Он стал визитной карточкой своего времени», — констатирует народный артист РСФСР, режиссер Владимир Меньшов.
Под аплодисменты, как заведено у артистов, состоялся последний выход – Алексея Баталова проводили в последний путь. Он похоронен на Преображенском кладбище рядом со своей матерью, в соответствии с завещанием артиста.
А с нами остались образы, созданные замечательным артистом. Сама среда, в которой он родился и вырос, предопределила его выбор. Мать, отец, отчим, все родственники оставили большой вклад в мире театра. Баталов мог стать художником, задатки были немалые. Его стихотворные опыты одобрила сама Анна Ахматова, которая была подругой его матери Нины Ольшевской.
Первый раз Баталов снялся в фильме «Зоя» в эпизодической роли. Впрочем, там снялся весь класс. Потом была Школа-студия МХАТ имени В.И.Немировча-Данченко. Известность артисту принесли роли в кино. «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дама с собачкой».
В фильме Михаила Колотозова «Летят журавли» Баталов создал образ молодого человека, не вернувшегося с войны, не дожившего, не долюбившего. В нем словно воплотился весь трагизм тех событий. Фильм был отмечен «Золотой пальмовой ветвью» Каннского фестиваля. А потом был Гуров в фильме «Дама с собачкой», который тоже получил множество наград. Невозможно было не полюбить и физика Гусева из фильма «Девять дней одного года».
Фильм о работе физика – атомщика, его мыслях, его переживаниях. Интеллигентный, спокойный, ироничный – таким остался на экране Гусев. Фильм не стал слезливой мелодрамой об ученом, получившем большую дозу облучения.
Но Баталов увлекся режиссурой. Он стал одним из режиссеров фильма «Три толстяка» и исполнителем одной из ролей – канатоходца Тибула. И как всегда артист стремился к достоверности, точности.
Поначалу предполагалось, что по канату пойдет дублер, однако после долгих тренировок по канату пошел сам Баталов. В подготовке к этой роли неоценимую помощь ему оказал его жена, в прошлом артистка цирка Гитана Леонтенко.
Баталов был абсолютно органичен в роли князя Трубецкого в фильме «Звезда пленительного счастья». Ирония судьбы – в школе-студии МХАТ хорошим манерам студентов учила княгиня Волконская. Не менее органичен он и в роли доктора Устименко в фильме «Дорогой мой человек».
А всеобщим любимцем артист стал после исполнения роли Гоши в фильме «Москва слезам не верит». Фильм был отмечен «Оскаром». Добрый, надежный, без малейшей фальши – о таком спутнике жизни мечтает каждая женщина.
А еще Баталов преподавал актерское мастерство во ВГИКе, был профессором и заведующим кафедрой актерского мастерства. Он автор нескольких книг, был секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссий по премиям в разных областях. Вел много общественной работы.
Все его награды и звания Алексея Баталова перечислять долго. С нами останутся его Гоша, Гусев, Гуров и другие персонажи, в которые артист вложил частицу души, мастерства. С 20 до 28 июня в кинотеатрах столицы пройдут бесплатные показы лучших фильмов с участием Алексея Баталова.
Источник