Генпрокуратура: «Считаем, что формирование в Беларуси системы бэби-боксов или их аналогов — необходимая мера»

формирование в Беларуси системы бэби-боксов

В начале ноября в СМИ попала очередная страшная новость: в Витебске возле жилого дома в овраге нашли мертвого новорожденного мальчика, присыпанного землей.

Рядом с крохой лежал нож, но повреждений на маленьком тельце не было. Основные подозрения вызвала вероятная мать – скорей всего, она родила и выкинула своего сына как ненужную вещь. Пo этoму фaкту вoзбудили угoлoвнoe дeлo. A пeчaльнaя стaтистикa пoпoлнилaсь eщe oдним случaeм.

Гoвoрить o прoблeмe убийств нoвoрoждeнныx и o сoздaнии специальных защитных механизмов Генеральная прокуратура Беларуси начала еще в 2009 году. Пути решения обсуждались с другими заинтересованными государственными органами – МВД, Министерством образования, Минздравом и др.

Так бэби-боксы или их аналоги в стране так и не появились. Этот вопрос корреспондент задала заместителю начальника Управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Алексею Подвойскому. Согласно данным статистики, ежегодно матери совершают в среднем 2–3 убийства своих новорожденных детей или  оставляют их в опасности, — рассказал Алексей Подвойский.

— Например, в 2013 году в отношении 17-летней учащейся 11 класса одной из школ следственные органы возбудили уголовное дело по статье 139 УК Беларуси (Убийство малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии). В ходе разбирательств следователи установили, что она самостоятельно родила ребенка дома и убила его.

Опосля завернула тело младенца в полиэтиленовый пакет и спрятала на балконе в дорожной сумке. Разбирание подобных уголовных дел свидетельствует, что зачастую новорожденных убивают молодые матери-одиночки, которые не находят поддержки в семье, у своих родителей и боятся огласки рождения ребенка в таком раннем возрасте».

Алексей Подвойский подчеркивает, что в европейских странах такие проблемы решаются, ориентируясь на безопасность жизни и здоровья малышей. Например, в Австрии с 2001 года у женская половина человечества имеет возможность оставить ребенка анонимно после родов в беби-боксе.

С 2000 года в Бельгии по такому же принципу функционируют «детские комнаты». В Словакии в 2004-м начали принимать анонимные роды и разрешили оставлять новорожденных в «гнездах спасения».

Важное требование при создании таких защитных механизмов — анонимность. В то же время гражданки Беларуси пока не могут анонимно вызвать и оставить малыша: правовой механизм, предоставляющий такое право, отсутствует. Хоть и бывали случаи, что женщины находились в роддоме под вымышленными именами. Но, замечу, если ребенка усыновят, выплаты прекращаются.

«Как показывает жизнь, уголовное преследование матерей за убийство новорожденного либо усиление ответственности за содеянное существенно не могут реконструировать ситуацию, — добавил Алексей Подвойский. — Поэтому мы считаем, что формирование в республике системы бэби-боксов или их аналогов — необходимая вещь.

К тому же проблем с усыновлением новорожденных в нашей стране нет — белорусские семьи охотно берут малышей, обычно в течение года у них точно появляются новые родители». А для этого нужно главное — инициатива.

«Курировать направление и выступить с таким предложением в силах Минздрав. Но, подчеркну, официально это нигде не прописано. Далее вопрос бэби-боксов рассматривался бы уже на правительственном уровне, в Совете министров — поделился своим мнением А. Подвойский. — Конечно, здесь понадобится участие и других заинтересованных ведомств.